История развития ультразвуковой диагностики началась в 1794 году, когда итальянец Л. Спалланцани открыл «невидимые» лучи. В 1949 г. ученый из США Д. Хаури сконструировал первый аппарат для медицинского сканирования. Возможности методик ультразвуковой диагностики восхищают. В современной медицине ультразвуковая диагностика занимает одно из ведущих мест среди других методов диагностики благодаря своей информативности, быстроте выполнения, возможности многократного и получить повторения без вреда для здоровья пациента. Другим замечательным достоинством УЗИ является его доступность, связанная с относительно низкой стоимостью оборудования и небольшими эксплуатационными расходами.
Ультразвуковое исследование, дополненное результатами МРТ и КТ во многих клинических случаях, огранивает применение катетерной ангиографии.
Последние десять лет ультразвуковая диагностика является наиболее развивающимся методом, поскольку усовершенствуется аппаратура, появляются новые методики сканирования. Однако это расширение было не просто добавлением очередного метода исследования – УЗИ потеснило другие диагностические методы исследования, став во многих случаях методом выбора.
УЗ диагностика динамично развивается и это привлекает все новых исследователей, а профессия врача УЗД занимает достойное место среди других специальностей. Во время самого исследования врач имеет возможность собрать анамнез, проанализировать клиническую ситуацию в большей мере, чем позволяют сделать другие методы медицинской визуализации.
В 2024 году Институт биологии и биомедицины ННГУ им. Н.И. Лобачевского впервые открывает набор в ординатуру по специальности 31.08.11 «УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДИАГНОСТИКА».
Форма обучения – очная.
Срок обучения – 2 года.
Количество бюджетных мест в 2024 году– 1.
Количество внебюджетных мест в 2024 году– 4.
Вступительные испытания – тестирование (не менее 70 баллов). Баллы, полученные при прохождении первичной аккредитации, засчитываются автоматически.
Лица, поступающие на обучение по программе ординатуры по специальности 31.08.11 «УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДИАГНОСТИКА», должны иметь высшее образование – специалитет по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия». Зачисление абитуриента на данную образовательную программу осуществляется по решению приемной комиссии университета на основании правил приема в ННГУ.
Цель дисциплины «УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДИАГНОСТИКА» – формирование у ординатора системы универсальных и профессиональных компетенций, необходимых для самостоятельной профессиональной деятельности врача-ультразвуковой диагностики.
Задачи дисциплины:
Основная образовательная программа
«Ультразвуковая диагностика» включает три блока: дисциплины (модули), практики и государственную итоговую аттестацию. Блок «Дисциплины (модули)» и блок «Практики» включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную).
Содержание основной программы
«Ультразвуковая диагностика » построено в соответствии с модульным принципом, структурными единицами модулей являются разделы. Каждый раздел дисциплины подразделяется на темы, каждая тема − на элементы: включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части.
Дисциплины базовой части программы:
Факультативные дисциплины:
Реализация программы ординатуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками ННГУ, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы ординатуры на условиях гражданско-правового договора, включая сотрудников ведущих медицинских Университетов России.
Материально-техническое обеспечение программы по специальности 31.08.11 ««Ультразвуковая диагностика » включает:
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий возможна замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
Проведение практик осуществляется на базе ННГУ, а также на базе других медицинских, научно-исследовательских учреждений и организаций, соответствующих специализации обучающихся и имеющих квалифицированные кадры для руководства практикой на основе типового договора с предприятиями на прохождение практики: Онкологический диспансер, Противотуберкулезный диспансер, Нижегородский диагностический центр, НИИ гигиены и профпатологии, Приволжский окружной медицинский центр Федеральное медико-биологическое агенство России.
Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом состояния здоровья обучающихся и требованиями по доступности.