Развивать талант ребенка некоторые родители мечтают чуть ли не с яслей. Малыш еще сидит на горшке: как понять, что он одаренный? Почему способности в математике связаны с рисованием? Как набор генов влияет на баллы ЕГЭ?
Над тем, как предсказать успех ребенка в учебе и в жизни, ломают головы сотни научных коллективов по всему миру. Например, экспериментально доказано: по тому, как нарисует человечка четырехлетний малыш, можно предсказать его оценки по математике в шестом классе. Почему? Рисование – хороший тест на интеллект. Количество деталей, уровень их проработанности, даже то, сколько у нарисованного героя рук и ног, – все может служить неким “маркером”. Но это вовсе не значит, что хорошо рисующий ребенок получит в будущем Филдсовскую премию. Все гораздо сложней. Играет роль и набор генов, который достался от родителей, и среда, в которой растет малыш.
— Идут исследования, которые позволят определить конкретные наборы генов, ответственных за интеллект. Например, британские ученые доказали, что оценка, полученная английскими школьниками за выпускной тест (аналог ЕГЭ), на 60 процентов зависит от наследственности, — говорит директор Института биологии и биомедицины ННГУ им. Н.И. Лобачевского, специалист в области нейронаук Мария Ведунова. — В другом исследовании ученые нашли набор генов, связанный с тем, сколько лет в среднем человек тратит на обучение, какие оценки он получает.
Правда, достоверность таких прогнозов пока невысокая, но инструменты в руках ученых становятся все совершеннее. Во многих странах идут исследования, в которых участвуют тысячи детей. Так, в Америке, например, 13-летним школьникам предложили написать математический тест для старшеклассников. За судьбой тех, кто справился лучше всех (один процент участников), ученые следили на протяжении 35 лет. Для многих из этих ребят наука стала профессией. Так что исследователи в итоге смогли предсказать успешность, выраженную в количестве полученных патентов и научных публикаций. Возможно, в будущем и результаты российского ЕГЭ смогут стать подобным ориентиром. Такие исследования у нас уже начинаются. Правда, по словам Марии Ведуновой, решение тестов никак не коррелирует с лидерскими и другими личными качествами. Поэтому так сложно предсказать, кем может стать ребенок, который хорошо решает задачки в школе.
— Есть очень мощный волевой компонент, который обеспечивает успех людей с более низким стартовым интеллектуальным уровнем. И здесь очевидно, что иногда способность взять себя в руки и учить, в то время когда есть игры, телевизор, друзья, важнее, чем генетически обусловленная способность, например, к логическому мышлению, — говорит Мария Ведунова.
Очень известный “зефирный тест”: на стол перед ребенком кладут зефирку и предлагают выбор — возьми ее сейчас или потерпи 15 минут. Если вытерпишь — получишь две зефирки. Эксперимент был проведен в Стэнфорде еще в конце 60-х годов. И вот достоверные данные: дети, которые выбирают две “отсроченные” зефирки вместо одной, более успешны в учебе и в жизни. Почему? Они умеют контролировать свои желания.
— Кроме того, есть так называемые эпигенетические факторы: они активируются или подавляются в зависимости от внешних условий. Даже очень хорошая генетическая предрасположенность в итоге может оказаться нереализованной, если человек, например, не смог продолжать обучение, — говорит Мария Ведунова. — Это так и называется — “нереализованный генотип”. Поэтому самое главное — заниматься развитием ребенка и следить за его наклонностями, направляя его творческий и интеллектуальный потенциал, создавая мотивацию и усиливая волевой компонент.
Источник: Российская газета – Неделя № 50(7808)